Вторник, 23.04.24, 18:22Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Разделы

Эльфийские племена [2]
О героях и произведениях [1]
Трактат жизни [6]
Описание жизненного строя Эльфийской общины.
Эльфийские писания
Главная » Статьи » Толкин и его детища » Трактат жизни

О расторжении брака

Уже много сказано о смерти и возрождении эльфов. Некоторые могут спросить - как это все влияет на эльфийский брак?

Поскольку смерть и разлучение души и тела - одна из печалей Арды Искаженной, неизбежно происходило так, что смерть время от времени разлучала супругов. Эльфы размышляли над этим, поскольку это есть неестественное зло. Постоянное супружество согласно с природой эльфов, и они не нуждаются в каком-либо законе, который учил бы их этому или принуждал. Но если "постоянное" супружество на самом деле разрушалось, когда один из супругов погибал, эльфы не знали, что им делать или как помыслить.

Потому они обратились к Манвэ за советом, и, как записано в истории Финвэ, повелителя нолдор, Манвэ вынес суждение устами Намо Мандоса, Судии.

"Брак эльдар, - рек он, - есть брак Живущих, для Живущих и для продолжения жизни. Поскольку, согласно природе своей, в Арде эльфы живут постоянно, столь же постоянен их неискаженный брак. Но если их жизнь прервана или окончена, то и брак их должен быть прерван. Ныне брак есть главным образом брак тела, но он, тем не менее, есть брак для тела и души в совокупности, ибо он начинается и длится по воле феа. Потому когда один из супругов умирает, брак еще не кончается, а временно прерывается. Ибо те, которые были соединены, теперь разлучены, но их союз остается союзом воли. 

Как же может брак быть окончен, и союз расторгнут? Ибо пока это не сделано, невозможно вступить в брак вторично. По закону природы эльфов нэри и нисси равны, и потому каждый из них может состоять в браке только с кем-то одним. Ясно, что конец браку может наступить только по желанию супругов, и исходить это должно от Умершего или по приговору. По желанию, если Умерший желает никогда не возвращаться к жизни телесной; по приговору, если ему не будет дозволено вернуться к жизни и тому союзу, который есть, если он не может возобновить его, пока существует Арда, ибо жизнь Арды конечна. 

Мы говорим, что желание это должно происходить от Умершего, ибо Живущий не может ради своих целей ни принудить Умершего остаться таковым, ни отказать ему в возрождении, если тот захочет его. И нужно ясно понять, что это пожелание Умершего с того момента, как оно было произнесено и утверждено Мандосом, становится приговором - этому Умершему никогда не будет позволено вернуться к жизни и обрести тело".

Тогда эльдар спросили: "Как же станет известна воля Умершего или приговор?" На что был дан ответ: "После обращения к Манвэ и речения Намо. В подобном деле не подобает никому из эльдар самому разрешать его. Ибо кто из Живущих может узнать мысли Умершего или предвосхитить приговор Мандоса?"

К этому установлению Мандоса, который по причинам, изложенным в другом месте, называется "Приговором Финвэ и Мириэли", есть много комментариев, которые поясняют разные его тонкости. Некоторые такие разъяснения сделали валар, некоторые - эльдар. Вот самые важные из них. 

1. Спросили: "Каково значение слов о том, что брак есть главным образом брак тела, но он, тем не менее, есть брак для тела и души в совокупности?"

На что был дан ответ: "Брак есть главным образом телесный, ибо он совершается посредством телесного соединения, и первым его деянием становится зачатие детей, хотя он включает в себя много больше. И телесное соединение в браке не схоже ни с чем другим, и ни один иной союз на него не похож. В то время как союз феар в браке отличается от иных союзов любви и дружбы не так сильно по сути своей, но более по близости и постоянству, которые происходят частично от союза телесного.

Тем не менее брак затрагивает также феар. Ибо феар эльфов изначально есть мужские и женские, а не только их рондор. У истоков брака - влечение феар, и в любви - его расцвет. И эта любовь включает в себя, с самого пробуждения ее, желание супружества, и потому не во всем сходна с иными движениями любви и дружбы - даже между эльфийскими женщиной и мужчиной, которые не испытывают склонности вступить в брак. А потому верно говорят, что хотя брак осуществляется телесно, он исходит от феа и ее воли. По каковой причине он не окончится, как уже было сказано, если воля эта не исчезла." 

2. Спросили: "Если Умерший возвращается к Живущим, будут ли разлученные супруги вместе вновь? И как это может быть, если брак есть больше брак тела, а тело одного из супругов было уничтожено? Должны ли разлученные снова вступить в брак, если они желают того? Или так должно быть, желают они того или нет?"

На что был дан ответ: "Уже было сказано, что брак происходит по воле феа, а возрожденный есть одно с тем, который когда-то умер. В том и заключается цель возрождения, что насильственный обрыв жизни исправляется, и Умерших, которым позволено было возродиться, желают продолжить свою прежнюю жизнь. Воистину, они не могут избегнуть от нее, ибо возрожденные вскоре обретают полностью память о своем прошлом. 

Тогда если брак не окончен, пока Умерший находится в Чертогах Ожидания, надеясь или стремясь вернуться, но лишь временно отменен, как же он окончится, когда феа окажется снова среди живущих?

Но в этом есть своя трудность, которая доказывает нам, что смерть противоречит истинной природе. Она может быть устранена, но, пока Арда существует, она не может быть сделана небывшей. То, что будет, когда эльдар станут старше, предвидеть целиком нельзя. Но принимая во внимание их природу, как мы делаем теперь, мы считаем, что любовь к...


На сих строках рукопись закончилась...



Источник: http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/kolzo_mo/laws.shtml#note5
Категория: Трактат жизни | Добавил: Анами (02.01.11)
Просмотров: 886 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Элфатуат - Мир Эльфов © 2010-2024 |